Основные направления

Православие

Первоначально термин православие возникает как обозначение «ортодоксального» учения Церкви, утвержденное на соответствующем Вселенском или поместном соборе. Сразу после Великой схизмы (раскола между Западной и Восточной церковью – 1054 год) начинает употребляться в качестве названия существовавших близ Константинополя христианских общин. Следует отметить, что Католическая церковь, также как и остальные древние церкви, тоже называет себя «православной», соответственно Православная церковь именует себя «вселенской», т. е. католической. Таким образом, возникают понятия католицизм и православие, а от них с целью дополнительного уточнения – происходят понятия «римокатолицизм» и «восточное православие».

После схизмы делаются неоднократные попытки сближения и объединения западной и восточной церквей, которые по многим причинам оказываются безуспешными. После 17 века многие православные общины, однако, подписывают унию с Ватиканом, сохраняя свои обряды, но в большой степени принимают его вероучение – так называемые «церкви восточного обряда» или в разговорном языке – униаты. С течением времени разрыв между двумя церквями становится более глубоким и только со второй половины 20 века начинают предприниматься новые попытки если не объединения, то хотя бы сближения ради взаимовыгодных отношений.

Учение

Православное учение строится на основе Священного писания, Священного предания и решений Вселенского собора (таковыми оно признает первые семь). При толковании чьих-либо постулатов прежде всего учитываются учения так называемых «святых отцов» и учителей церкви. Основным вероучительным документом является Никейско-Цареградский символ веры.

Православие исповедует Единого Бога, Троичного в лицах (ипостасях – Отца, Сына и Святого Духа), являющимися единосущными. Второе лицо Святой Троицы – Бог Сын, или Слово, которое воплотилось и вочеловечилось в лице ?исуса Христа. Согласно учению православной церкви, исторический ?исус Христос является одновременно и Богом и Человеком, так как имеет две природы и две воли – Божественную и человеческую. Божья благодать дается людям от Святого Духа посредством таинств, которых в сегодняшней православной церкви семь. ?споведует эсхатологичное воскресение мертвых перед Страшным судом.

Сама церковь воспринимается как богочеловеческое тело, головой которого является Бог, а верующие люди – различные его члены.

Отдается особенное почтение святым, особенно Богородице, которая по своей святости превосходит даже самые высшие ангельские чины. С почитанием святых связано иконопочитание.

Православие и другие христианские конфессии

Православие и учения до Седьмого вселенского собора

Православная догматика (соответственно католическая) развивается и формируется в рамках борьбы с различными обвиненными в ереси учениями

Арианство и македонянство

Согласно учению ариан, Бог Сын не является Единосущным, а подобносущным Богу Отцу, т. е. в действительности не является Богом, а творением и имеет то же происхождение, что и у всех тварей. Вопреки вмешательству императора Константина I Великого, который симпатизировал арианству, это учение было осуждено Первым вселенским собором в Никее в 325 году. Как модифицированное арианство, македонянство выводит идею о тварном происхождении Святого Духа. Это учение отвергается на Втором вселенском соборе (385 год, Константинополь). В постановлениях этих двух соборов православные, католики и представители почти все конфессий, возникших на основе протестантизма, были в общих вопросах единодушны.

Несторианство

Несторианство возникает как реакция против арианства и отрицает основное божественное достоинство Слова. Поэтому несторианцы воспринимают исторического ?исуса как обыкновенного человека, который лишь мистическим путем связан со Вторым лицом Святой Троицы. В этой связи они называют Деву Марию (чья девственность не подлежит сомнению) „человекородица”. При обвинении несторианского учения в ереси, и возникает понятие Богородица. Таким образом, Третий вселенский собор в Эфесе (431 год) впервые формулирует культ матери Христа как догму. Сегодня понимание этого вопроса является общим у католиков и православных.

Монофизитство

Монофизитство, хотя и принимает ?исуса Христа за Богочеловека, но утверждает, что в нем выражена одна единственная природа – Божественная. Позже монотелитство выскажет предположение, отрицающее существование человеческой воли у ?исуса. Эти два учения осуждаются как „неправославные” на Четвертом вселенском соборе (Халкидон, 451 год) и на Шестом вселенском соборе (Константинополь, 680-681 год). В результате этого от православия отпадает ряд древних восточных церквей – таких как Армянская и Коптская, с которыми в наше время православные церкви поддерживают тесные и дружеские отношения.
Непринятие решений Халкидонского собора со стороны некоторых церквей произошло из-за нелепой ошибки перевода. Несмотря на это, в самостоятельном историческом развитии этих христианских общин появляются некоторые значительные различия с православием.

?коноборчество

?коноборчество на продолжении десятилетий было господствующей государственной и религиозной идеологией в Восточной римской империи (VIII век). Его сущность заключалась в отрицании почитания святых и соответственно их изображений (отсюда и название). Учение было определено как ересь во время Седьмого вселенского собора (Никея, 787 год) и вплоть до Реформации иконопочитание было общим для всех христиан.

Римокатолицизм

Римокатолическая церковь является единственным самым большим церковным организмом, которое включает западную церковь с латинскими обрядами и восточную католическую церковь — всего более одного миллиарда крещеных. Отдельным ответвлением являются старокатолики — католики, не признающие римского папу из-за доктринальных несогласий в католицизме.

Главные различия между православием и католицизмом проистекают от политических споров между христианским Западом и христианским Востоком. Формальным поводом для разделения двух самых крупных для своего времени церковных общин послужил так называемый спор о „филиокве” ( по-латински Filioque – ? от Сына). В западной церкви на протяжении веков распространяется нововведение Символа веры, связанное с этим словом, в котором объясняется, что Святой Дух исходит не только от Бога Отца, но и от Бога Сына. Эта поправка упоминается впервые в середине VI века ?сидором Севильским, и долгое время она не являлась поводом для разногласий. Несмотря на более поздние интерпретации со стороны двух спорящих сторон, основной аргумент со стороны православия в рамках спора состоит в том, что Символ не может быть изменен без согласия Вселенского собора. Далее критика со стороны православия обвиняет католицизм в нарушении субординаций между ипостасями из-за принижения божественного достоинства Святого Духа. На это католики отвечают, что православие принижает роль Бога Сына. В наше время дискуссии по этой проблеме являются редкостью и ведутся исключительно в особой богословской среде.

Однако в богословской среде существует и разница в толковании первородного греха и связанная с этим проблематика таинств. Если в католицизме всякое таинство совершается de facto, то, согласно православной точке зрения, что человеческое усердие является главным фактором того, что совершенное таинство станет действенным.

Основными дискуссионными моментами между православием и католицизмом являются поздние нововведения Ватикана – догмат о непорочном зачатии Богородицы (т.е. о том, что она была зачата непорочно, подобно ?исусу Христу) и догмат о верховенстве и непогрешимости папы (когда говорится ex cathedra, означает «от имени церкви»). Последнее, в целом, является несовместимым с православной экклезиологией.

Различные внешние отклики о религии, календаре, богослужении, способе оформления церковной жизни и др. имеют формальный характер и не могут быть поводом для дискуссий на фундаментальном уровне.

Протестантство

Существует множество ответвлений таких, как: англикане (переход между католицизмом и традиционным протестантством, иногда рассматриваются как ответвление протестантства), лютеране, реформисты-пресвитериане, баптисты, методисты, адвентисты Седьмого дня, назаряне, анабаптисты и пятидесятники. Они являются самыми старыми церквями, которые отделились от римокатоликов в 16 веке после протестантской реформации, разделившись еще больше после ее проведения. Точное число протестантов не определено, отчасти по причине трудности, состоящей в том, какая деноминация попадает в эту категорию, но из этого следует неопровержимый вывод о том, что протестантизм является вторым по величине направлением по количеству его членов (после римокатолицизма) в мировом масштабе. По сравнению с католицизмом, протестантство стоит дальше от православия. Указанные особенности связаны с нововведениями в католической догматике (больше всего в плане непогрешимости папы). Православие отвергает реформаторские тенденции протестантства, связанные с отрицанием культа святых и икон, сокращению числа таинств (православные церкви не признают их совершение в некоторых протестантских общинах), идею о спасении только через верование, упрощение богослужения, непринятие авторитета древних церковных летописцев.

Вопреки этим различиям, православные церкви ведут диалог с основными протестантскими церквями в рамках Всемирного Совета Церквей.

Некоторые особенности религии

Православная иерархия состоит из трех ступеней священнослужителей – дьякона, пресвитера и епископа с их внутренними разновидностями. Характерно то, что епископ должен обязательно дать монашеский обет, в то время когда дьякон и священник могут стать светским лицом, отвечающим определенным требованиям.

Церковный календарь в различных православных церквях часто не совпадает, даже в случаях, когда речь идет об общинах, придерживающихся одного и того же календарного стиля.

Существует ряд региональных религиозных особенностей – например, из-за того, что православные народы находились продолжительное время под османским влиянием, существует так называемое хаджийство – поклонение Гробу Господню, которое заимствовано от исламских традиций (хадж), с которыми эти православные народы долгое время сожительствовали. Налицо различия в местных традициях относительно подобающего поведения в храме – например, в России женщины не имеют права входить в храм в брюках и с непокрытой головой.

Ереси, секты, расколы и учения, возникшие на основе православия

Основные ереси, некоторые из которых превратились в секты, возникают в 17 веке в России как реакция против церковных реформ, осуществленных патриархом Никоном. Появляется так называемое старообрядчество, которое имеет огромное число разновидностей.

На основе православия позднее зарождается и ряд учений, скорее философских, нежели религиозных, которые в том или ином периоде имеют сильное влияние, например, «толстовство».

Большую часть своей истории православная церковь терпит различные расколы и схизмы, во время которых, однако, сохраняется единство религиозных взглядов и прекращается только церковное общение. Причины этого обычно бывают политическими – например, учреждение Болгарского экзархата, отделение русской зарубежной церкви после 1918 года, церковные расколы в 90-е годы 20 века в Болгарии, Эстонии, Украине и др. ?ногда по этим и по другим формальным причинам – появляются «старокалендарцы» – после возвращения старых дат в церковном календаре и т.д.

  • Рыцари OSMTH

    О дате и месте проведения очередного Капитула уточняйте у Канцлера.


  • OSMTH

    ORDO SUPREMUS MILITARIS TEMPLI HIEROSOLYMITANI
    OSMTH

    • slide-1
    • slide-2
    • slide-3
    • slide-4
    • slide-5
    • slide-6
    • slide-7
    • slide-8
    • slide-9
    • slide-10
    • slide-11
    • slide-12
    • slide-13
    • slide-14
    • slide-15
    • slide-16
    • slide-17


  • Херувим OSMTH