О тамплиерской символике

Глава 2 из труда «?з истории Рыцарей Храма».
Подготовил Благородный + Брат Вольфганг АКУНОВ

(перейти к оглавлению)

Первоначально орденское одеяние (лат.: Habitus) храмовников состояло из надетой поверх брони серой монашеской рясы с небольшим прямым красным крестом (который нашивало себе на одежду большинство крестоносцев) и веревочного пояса, который они не должны были снимать, как символ целомудрия и воздержания, ни при каких обстоятельствах. Красный крест был официально присвоен храмовникам в качестве знака отличия при папе римском Евгении III (1145-1153 гг.).

В то время красный крест считался символом мученичества, а также символом Христовых воинов, как бы заранее приготовившихся обрести мученический венец в борьбе за веру. Поначалу храмовники носили красный крест на плече, подобно всем участникам 1-го Крестового похода (сами они как бы постоянно пребывали в состоянии «перманентного Крестового похода» и потому, в отличие от обычных «паломников», снимавших с одежды кресты после возвращения домой, постоянно носили кресты на одежде), но позднее стали украшать свои одежды на груди и спине, стяги, щиты, шлемы и прапоры на копьях большими красными крестами, хорошо видными издалека.

Лишь по прошествии долгого времени, а именно — после взятия войском ?ерусалимского королевства мусульманской крепости Аскалон (ветхозаветного филистимского Ашкелона) в 1153 г., папа римский в награду за храбрость, проявленную храмовниками при штурме магометанской твердыни, даровал им новое орденское облачение, состоявшее из белого льняного плаща с кроваво-красным 8-угольным крестом (символ готовности к мученичеству в борьбе за Веру) и белого льняного веревочного пояса (символ душевной и сердечной чистоты). Следует подчеркнуть, что орденский крест тамплиеров был отнюдь не 8-конечным (с «ласточкиными хвостами» на концах), как, например, орденский крест иоаннитов-странноприимцев или крест лазаритов (кавалеров Святого Лазаря), а именно 8-угольным. Концы тамплиерского креста расширялись в форме «иерихонских труб», в ознаменование того, что стены Аскалона пали перед тамплиерами — как некогда стены библейского ?ерихона пали при звуках труб воинства ветхозаветного пророка и воителя ?исуса Навина.

Швейцарец Анри Дюнан (основатель Международного Комитета Красного Креста), известный более как сэр Генри Дунант, будучи потомственным тамплиером, избрал в качестве эмблемы учрежденной им в 1863 г. гуманитарной организации красный крест Ордена Храма (придав ему форму швейцарского равностороннего «женевского» креста, из уважения к своей швейцарской родине).

На ранней печати Ордена Храма, в соответствии с названием Ордена, изображался Храм Соломонов (то есть построенная на его месте мечеть Аль-Акса, переделанная крестоносцами, после освобождения Святого Града ?ерусалима, от мусульманского ига в христианский храм, находившийся под охраной тамплиеров), а позднее — 2 всадника (рыцарь-храмовник и находящийся под его защитой паломник). Но со временем рисунок печати изменился и стал изображать 2 рыцарей-храмовников на одном коне, что должно было символизировать их нестяжание, то есть бедность (хотя в то же время известно, что по Уставу каждому рыцарю Храма полагалось иметь целых 3 лошади, и, разумеется, на одного, а не на двоих!). Недоброжелатели, однако, не замедлили истолковать это изображение как намек на склонность храмовников к однополой любви, что сыграло позднее свою роль в процессе над тамплиерами.

Орденское знамя храмовников -так называемый Босеан (что означает по-старофранцузски Пегая Кобыла) было черно-белым, хотя точно не известно, каким именно — то ли состоящим из 2 горизонтальных полос (черной сверху и белой снизу), как знамя Прусского королевства в позднейшие времена (по некоторым версиям, впрочем, белая полоса на знамени храмовников располагалась сверху, а черная — снизу), то ли из нескольких (обычно 7 или 9) чередующихся черно-белых полос (вертикальных или горизонтальных), то ли в черно-белую клетку, наподобие шахматной доски (вследствие чего полы в ложах обрядов современного франкмасонства, считающих себя наследниками тамплиеров, выложены чередующимися в шахматном порядке черно-белыми плитками). В пользу последнего варианта говорит название тамплиерского знамени — «Босеан», что на старофранцузском языке означает «пегая кобыла». Тамплиеры использовали несколько различных боевых кличей: «Босеан!» («Вeauseant!» или «Beausant!»), «Христос и Храм!» («Christus et Templum!») и, пожалуй, самый знаменитый и загадочный: «Бог Святая Любовь!» («Dieu Saint-Amour!»).

Герб Ордена рыцарей Храма представлял собой щит с черной главой и лапчатым красным крестом, доходящим до краев щита, на серебряном поле. В то же время в Уставе тамплиеров, в отличие от уставов иоаннитов и Тевтонского (Немецкого) Ордена, отсутствовало всякое упоминание о благотворительной и странноприимной деятельности. «Бедные рыцари Христа и Храма Соломонова» изначально являлись чисто военным сообществом.

[читать следующую главу «Новое рыцарство»]

(перейти к оглавлению)

  • Рыцари OSMTH

    О дате и месте проведения очередного Капитула уточняйте у Канцлера.


  • OSMTH

    ORDO SUPREMUS MILITARIS TEMPLI HIEROSOLYMITANI
    OSMTH

    • slide-1
    • slide-2
    • slide-3
    • slide-4
    • slide-5
    • slide-6
    • slide-7
    • slide-8
    • slide-9
    • slide-10
    • slide-11
    • slide-12
    • slide-13
    • slide-14
    • slide-15
    • slide-16
    • slide-17


  • Херувим OSMTH